Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать, добавлять объявления и многое другое, недоступное для незарегистрированных.

Глава с.п. Деревня Манино Владимир Копылов: Полномочий много, а денег - нет!



Глава с.п. Деревня Манино Владимир Копылов: Полномочий много, а денег - нет!

Глава сельского поселения "Деревня Манино" Владимир Копылов, стоя у карты своих владений, с гордостью в голосе поделился:

- Наше поселение не самое большое в районе. Проживают 900 человек. Образовалось в соответствии с Федеральным законом №131 "Об общих принципах организации местного самоуправления": и манинский, и колчинский сельские советы объединились в одно территориальное образование. Появилось поселение, объединяющее 15 деревень.

На территории поселения - своя средняя школа, 4 фельдшерско-акушерских пункта, клуб, есть магазины… "Правительство" этого "небольшого государства" состоит из четырёх человек, депутатский корпус - из семи.

- Особых плюсов в таком укрупнении я не вижу, - говорит глава поселения. - Минусов - предостаточно. По Уставу у нашей администрации 35 полномочий, но не все они финансируются. Многие деревни не связаны с центром поселения транспортом, а иные - и дорогами. Жителям за каждой бумажкой добираться - проблема, да и мне, чтобы объехать все деревни, нужно тоже время. Хорошо, что недавно у нас появилась новенькая машина, а раньше - кроме своих двоих - ничего не было. Правда, я стараюсь как можно чаще бывать в своих родных деревнях. Опять в недавнее прошлое вернусь: что ж тогда получалось, что народу не дойти до власти, а власти - до народа…

Затем Владимир Фёдорович начал мне рассказывать о том, как правильно говорил о проблемах сельских поселений наш президент Владимир Путин. Копылов подчёркивал, что в Правительстве хорошо знают, что финансовая база сельских поселений практически полностью зависит от помощи вышестоящих бюджетов. Что собственные доходы более чем половины таких муниципальных образований не превышают 30 процентов в структуре их бюджета. Особенно подчеркнул Владимир Путин, что трудно сельским поселениям. Собственные доходы почти половины из них - менее 1 млн рублей. При этом обязанностей у этого уровня власти много. С такими ресурсами качественно реализовать свои полномочия очень трудно, подчас практически невозможно, поэтому большинство сельских администраций вынуждено передавать на районный уровень те функции, которые они не в состоянии исполнить самостоятельно. Это касается правил землепользования, выдачи разрешений на строительство и даже организации досуга граждан, а также многих других вопросов, которые, по сути, должны решаться на уровне власти, самом близком к людям.

Глава поселения замолчал, потом опять обратился к выступлению президента. Путин подчёркивал, что получается на бумаге самоуправление на селе есть, а доходов, стимулов к развитию территорий подчас нет.

- А я бы к словам президента, - продолжает говорить Копылов, - добавил следующее - и дефицит кадров. Чтобы успеть везде, нужно просто разорваться, да и управленческих, профессиональных знаний, конечно, в этих случаях нам явно недостаточно.

И приходится поселенческой власти, что называется, на ходу всему учиться. И ничего, получается, да и кому, не все могут понять вопросы деревенской жизни.

Бюджет сельского поселения не так уж и велик. Если вычесть из этой суммы субвенции на культуру и зарплату бюджетникам, то на всё про всё, остаётся не очень-то и много. Это на дороги, уличное освещение, водоснабжение и уборку мусора.

А перед этим Владимир Фёдорович с горечью посетовал:

- И без того слабенький бюджет, а если ещё учесть то обстоятельство, что 80 процентов из него уходит на закупку газа, электроэнергии, содержание ЖКХ, вот и думайте, каково нам приходится. Крутимся, как можем…

Крутимся, и всё же им многое удаётся делать. Поселение содержит на надлежащем уровне уличные фонари, во всех деревнях ночью светло. Спросить, когда такое было, так лет пять назад в деревнях на улицах стояла кромешная темнота. Аккуратно и вовремя вывозят мусор. Один лишь пример. В многоквартирных домах почистили подвалы и вывезли аж 25 тракторных тележек мусора, всем миром удалось убрать несанкционированные свалки, почистили кладбище в Манино. Но самый когда-то стоял больной вопрос - водоснабжение. Водопроводы в многоквартирных домах строились в 70-х годах прошлого века. Мало того, что они отслужили уже не один положенный срок, на них нет никакой документации. И тем не менее, администрация и здесь проявила инициативу, и водопровод на сегодняшний день сделан. Помогли создать ТСЖ.

И опять здесь слышу голос главы поселения:

- Иногда деньги уходят не конкретно на какое-то дело, а на то, чтобы приобрести нужный документ. То есть бумажки. А чтобы оформить весь набор всех необходимых документов на какой-то нужный поселению объект, потребуется много времени и немалых денег. Таких денег, как правило, в нашем бюджете нет. Вот мы не так давно капитально отремонтировали три колодца в Манине, два привели в надлежащий вид в деревне Погост. А знаете, чтобы отремонтировать колодец, надо минимум 40 тысяч рублей. Но и их откуда взять? А колодцы в большинстве деревень пришли в негодность.

Я же прошу Владимира Фёдоровича рассказать: из чего же наполняется казна сельского поселения?

Копылов, не задумываясь, видимо, эта тема - плод долгих его раздумий, сразу заговорил:

- Прежде всего, налог на землю и на имущество. Самый собираемый налог - земельный. Хотя тут много подводных камней. Известно, что в иных местах земля выкуплена, но в собственность не оформлена, а это значит, собирать налог не с кого. Те немногие сельхозпредприятия, которые ещё остались на плаву, находятся в предбанкротном состоянии, но они всё равно по мере возможности платят за земельные паи, которые взяты в аренду у населения. Опять же об этом все знают, что многие наделы никем не востребованы и зарастают лесом. А это, как мы между собой, сельскими главами, говорим, "зарастает лесом" налоговая база поселений. Однако, не все, но всё же многие люди платят за те гектары, которые им достались при разделе общинной земли. Не пользуются, но платят. И отказаться жалко, да просто не могут, и продать некому. Мы же видим, что инвестор в наши места почти не идёт, редкий гость. И деньги свои в землю закапывать, увы, не торопится. Паи умерших людей в наследство уже никто из родственников брать не хочет, и они переводятся в поселенческий фонд, за них платит налог само поселение. И что ж получается, из одного кармана деньги вынимает, в другой кладёт. Увы, богаче от этого не становится.



ПОДЕЛИТЕСЬ СТАТЬЕЙ В СОЦСЕТЯХ!

После недолгого молчания Владимир Фёдорович опять заговорил, видимо эта тема его очень волнует:

- Наш президент Владимир Владимирович Путин очень правильно говорит: чтобы у нас, у поселений, появились деньги, нужно чётко выстроить финансовые отношения. "Должны появиться понятные критерии оказания финансовой помощи сельскому самоуправлению, не зависящие от прихоти вышестоящего начальства", - пояснил он. К примеру, считает Путин, на уровне "район-поселение" должна оставаться значительная часть поступлений от ПДФЛ. Так же должны оседать и поступления от выдачи патентов предпринимателям. "За сельскими поселениями нужно закрепить дополнительные источники доходов", - добавил президент.

Вот-вот, предполагается, должна начаться реализация нового этапа земельной реформы, благодаря которой миллионы граждан окончательно закрепят за собой право собственности на землю, а муниципалитеты смогут существенно пополнять свои бюджеты. Нераспределённые сельскохозяйственные земли получат фермеры по сниженной цене. Они смогут строить там дома - законопроект будет принят до конца года. А вот неиспользованные по сельхозназначению участки нужно изымать, считает президент, - охотно поделился этими мыслями со мной Копылов.

И далее Владимир Фёдорович продолжает рассказывать:

- Однажды мне пришлось поспорить с одним чиновником из области, считавшим себя специалистом по муниципальному управлению, - говорит Копылов. - Я ему, значит, втолковываю, что у нас всего 4 штатных сотрудника, столько же было и раньше в небольших сельских советах. А работы прибавилось в разы. Чиновник мне тогда так ответил: "А что прибавилось-то? Наверное, процентов на 50 это не ваша работа. Район попросил, область, и пошло-поехало. Забота о бабушках? Это к вам не относится", - заключил всезнающий чиновник.

- Я ему тогда так ответил, - горячится Владимир Фёдорович, в ход пошли руки, - он старался так сказать, чтобы я его понял, и поддержал, хотя бы на словах. Но как сказать, если мы на дотации?

- Он быстро парировал. А вы что-то можете потерять? Что? Последние три рубля? Не думали, наверное, над этим…

Владимир Фёдорович снова старается меня вернуть в поле 131-го закона, где чётко прописано, что поселению передано 35 полномочий. От организации электро-, тепло- и водоснабжения, пожарной безопасности, обеспечения жителей услугами связи, общественного питания, торговли и бытового обслуживания, формирования добровольных народных дружин до обеспечения социально-экономического развития поселения, развития сельскохозяйственного производства, малого и среднего бизнеса, а также обеспечения малоимущих граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями…

- Ну а как иначе? - разгорячённый наболевшей темой разговора недоумевает глава поселения. - Однажды продавец автолавки нашего райпо заявил мне: "Я не смог проехать в деревню Савино, а там за ней в деревню Буда, Савинское лесничество, потому что у вас дороги не чищены". А мы по 131-му закону обязаны обеспечить население торговлей, связью и всем остальным.

- Что же получается: на вас "вешают" не ваши функции, - пытаюсь хотя бы в чём-то поддержать Копылова.

- Выходит так. У нас нет нотариуса. Мы и здесь пытаемся как-то помочь тем бабушкам, о которых не совсем корректно, считаю, выразился областной чиновник. Как я откажу бабушкам, если рос на их глазах? Попробуйте! Это хорошо рассуждать со стороны… Подчас, случается и такое: налоговая инспекция просит развезти по деревням квитанции - у них нет денег на конверты; и мы развозим, отказать не можем.

Я опять стараюсь в разговор главы вставить: а кто вам велит? На мой взгляд, вам никто не может велеть, кроме Конституции и 131-го закона. Если там написано, что это ваше дело - должны делать. А всё остальное вас как бы не касается! Приказы Минсельхоза и приказы других отраслевых министерств - по боку.

- О, нет, не скажи, - Владимир Фёдорович улыбается и проводит рукой по горлу, как бы даёт мне понять, что я не совсем прав, и продолжает говорить. - Но именно отраслевые министерства каким-то боком давят на нас. До смешного порой доходит. Вот в новом Лесном кодексе читаем: "Муниципальный надзор и контроль осуществляется органами местного самоуправления". А раньше такой обязанности у нас не было.

- Мне иногда "доброжелатели" советуют, - опять говорит глава поселения, - в суд подавайте. В суд - это длинная морока. И так по судам надоело ходить по разным причинам. Порой, и такие находятся, пугают увольнением.

Я стараюсь возразить и поддержать Владимира Фёдоровича. "Пугают увольнением? Да куда они денутся? У вас что, очередь на должность главы поселения? Нет никого!.."

По-человечески, мне жалко глав сельских поселений. И вот почему. Слушал я этот разговор Копылова и думал: хорошо областному гостю рассуждать о независимости органов местного самоуправления, советовать. А каково главе поселения? А тем более, если он местный, где друг друга знают, посчитай, всю жизнь. Ведь на его плечах заботы о повседневной жизни сотен сельчан. Тут уж хочешь - не хочешь, а приходится ладить с вышестоящими властями.

Иван ПРОНИН, фото Юрия Храмутичева, газета «Людиновский рабочий»