Пожалуйста, ВОЙДИТЕ или зарегистрируйтесь, чтобы иметь возможность комментировать, добавлять объявления и многое другое, недоступное для незарегистрированных.

Монте-Карло и его Клуб Вулкан зеркало: история и аналогии



Ну, в самом деле, кто сегодня сделает оперный театр частью казино? И где теперь можно будет пройти от роскошного отеля до богато украшенного театра, а затем до кафе в стиле ориенталистской фантазии, не испытывая неудобств, связанных с пересечением забитых транспортом дорог?

Итак, специально для тех из вас: краткий экскурс в гламурное прошлое Монте-Карло и его танцевальные связи для случайных туристов 1910–1930-х годов…

Построенный на скалистом мысе с видом на лазурные воды Средиземного моря, Монте-Карло имеет заслуженную репутацию игровой площадки для танцоров. К 1930-м годам курорт уже означал «дом и отдых» для поколений танцоров, как вспоминал автор балета Арнольд Хаскелл. Для Сергея Григорьева, режиссера знаменитых Русских балетов Дягилева, эта местность была местом практических удобств, украшенных морским воздухом и восстанавливающим солнцем. Расположенный недалеко от франко-итальянской границы, Монте-Карло был идеальным местом встречи для танцоров разных европейских национальностей, которые сформировали якобы «русскую» труппу Дягилева. Оснащенный роскошным, хорошо оборудованным оперным театром, который, как вспоминал Григорьев, «делал нашу работу там очень приятной», Монте-Карло был районом, который танцоры покидали «с сожалением».

Сегодня Les Ballets de Monte-Carlo — это последняя и самая стабильная танцевальная компания, которая плодотворно сотрудничает с крошечным княжеством Монако, продолжая связь, которая началась в 19 веке, когда изрезанное побережье под скалами Монте-Ажель впервые превратилось в модную Мекку для иностранных искателей удовольствий. История балета в Монте-Карло по-своему так же сказочна, как и эпические истории танцев в Париже или Санкт-Петербурге, рассказ о знаменитостях и необыкновенном артистизме, переплетенный с изменчивыми судьбами Дома Гримальди в Монако. Это история удачных королевских браков и бесстрашных импресарио, сладкого шампанского и, иногда, плохой сантехники. И всегда на заднем плане слышны щелчки и жужжание рулетки и перетасовка карт на зеленом сукне. Балет в Монте-Карло начинается, конечно же, с казино вроде Клуб Вулкан зеркало.

В 1861 году принц Карл III и его мать принцесса Каролина столкнулись с финансовым крахом, когда они взирали на свою новую независимую страну. Население Монако, сократившееся из-за аннексии территорий Францией, было слишком мало, чтобы выдерживать налоги, а игорная концессия, введенная по предложению принцессы, удручающе не приносила дохода. Убогое казино, совсем не похожее на Клуб Вулкан зеркало, убого обставленное и труднодоступное по плохим дорогам, срочно нуждалось в видении. Оно пришло с Франсуа Бланом, управляющим и финансистом с опытом, глубокими карманами и сердцем игрока, соответствующим ему. С прицелом на прибытие железной дороги Блан выкупил борющихся концессионеров и приступил к преобразованиям, в чем ему помогала его умная жена Мари. Вместе они задумали курорт с захватывающими удобствами: стильные игровые залы, сады, террасы на берегу моря, роскошные номера и всевозможные элегантные развлечения.

Напротив казино немедленно началось строительство Hotel de Paris, который был обставлен «со вкусом интеллигентного миллионера» под руководством Мари. Внутри казино были расширены пространства для проведения «балов, концертов [и] праздников», которые были разрешены в соответствии с условиями игорной концессии. В 1878 году рабочие собрались, чтобы построить венец славы казино: оперный театр архитектора Шарля Гарнье, смоделированный по образцу его недавно завершенного оперного театра в Париже. Завершенный за поразительные восемь с половиной месяцев, новый театр поражал своей интимностью и позолоченным орнаментом. Только одно время отвлекало от его великолепия. «В течение многих недель самые отвратительные запахи царили по всему казино», — сообщал британский медицинский журнал The Lancet в 1887 году, «особенно в читальном зале и в театре». Количество посетителей казино, не честь Клубу Вулкан зеркало, резко возросло; Потребовалось несколько лет, чтобы канализация казино наверстала упущенное.

Мадам Блан беспокоилась, что роскошь театра — обилие позолоченных украшений, фризов, гирлянд и фресок — будет лишь напоминать посетителям казино о проигранных ими деньгах!

Помимо неприятных запахов, расписание бесплатных концертов и представлений быстро укрепило культурную репутацию Монте-Карло, а балет также обрел популярность после того, как румынский импресарио Рауль Гюнсбург был назначен директором оперного театра в 1892 году. Бывший служащий российского императорского двора, Гюнцбург переманил в Монако нескольких ведущих балерин, включая прославленную итальянскую танцовщицу Вирджинию Цукки, подругу Гюнцбурга по петербургским дням, и действующую звезду балета Парижской оперы Розиту Маури. В феврале 1895 года также дали четыре эксклюзивных выступления русские балерины Матильда Кшесинская и Ольга Преображенская, которые путешествовали с великим князем Михаилом Николаевичем и пополнили толпу богатых, космополитичных русских, которые каждую зиму приезжали на Ривьеру. Американский писатель Скотт Фицджеральд вспоминал русские книжные и продуктовые магазины, которые открывались каждый сезон для наплыва посетителей; многие из русских отважились на пятидневное путешествие по железной дороге из Санкт-Петербурга и, как обнаружил Фицджеральд, питали особую любовь к сладкому шампанскому. Дружелюбное присутствие этого устоявшегося полупостоянного сообщества русских утонченных людей не ускользнуло от внимания импресарио Сергея Дягилева, который организовал для своих Ballets Russes выступление в оперном театре Монте-Карло в 1911 году.

Танцоры, возможно, были удивлены серьезностью, с которой Дягилев готовился к премьере, но публика, которая их ждала, была, как заметил Хаскелл, «лучшим агентом международной пропаганды, который существовал». Монте-Карло был в расцвете сил как гламурный, залитый солнцем курорт для бывших политиков и американских миллионеров, джентльменов-плейбоев и светских дам, аристократов, скучающих вдов и капитанов промышленности. В тот первый сезон Дягилев представил им составы и спектакли, которые с тех пор стали легендой балета: Жизель и Шехерезада в исполнении Тамары Карсавиной и Вацлава Нижинского, Половецкие танцы и мировая премьера мечтательного «Видения розы» Фокина, которая закончилась парящим прыжком Нижинского из окна. Визиты труппы стали ежегодным событием вплоть до начала Первой мировой войны.

Когда Дягилев и его танцоры в конце концов вернулись в 1922 году, они сделали Монте-Карло своей постоянной базой. Благодаря соглашению, заключенному с Раулем Гюнсбургом, танцоры провели шесть месяцев подряд в приморском районе, выступая в составе Ballets Russes, дополняя местную оперную балетную труппу Гюнсбурга и оставаясь на ежегодные каникулы по желанию. Для Монте-Карло это была золотая эра художественной деятельности, время, когда Дягилева и Пикассо можно было увидеть беседующими на ступенях Hotel de Paris, когда хореографы Бронислава Нижинская и Леонид Мясин деловито обсуждали новые партитуры с такими композиторами, как Игорь Стравинский и Жорж Орик. Дягилев, воодушевленный покровительством принцессы Шарлотты (чей отец, принц Людовик II, недавно стал правителем Монако), также представил Казино смелые планы по созданию Музея современного искусства и ежегодного фестиваля искусств. Планы так и не были реализованы, но принцесса Шарлотта осталась среди преданных сторонников «Русского балета», посещала репетиции и даже брала частные уроки балета у жены Григорьева.

Эти безмятежные годы внезапно оборвались со смертью Дягилева в 1929 году. Его знаменитая компания распалась, и наступил трехлетний перерыв, прежде чем была сформирована другая компания, Ballets Russes de Monte Carlo, которая могла похвастаться свежими лицами наряду с бывшими участниками Ballets Russes. Ирине Бароновой, которая позже обосновалась в Австралии, было всего двенадцать лет, когда она стала одной из трех обожаемых «маленьких балерин» компании. Для Бароновой Монте-Карло в 30-е годы все еще был волшебным, «прекрасным местом, сдержанно элегантным», где воздух был «наполнен ароматом мимозы и жасмина», а выпечка из кондитерской Pasquier была особым лакомством танцора. Ballets Russes de Monte Carlo, благодаря своим гастролям и использованию священного названия первоначальной компании, сделал «Монте-Карло» синонимом гламура балета на международном уровне. Когда труппа раскололась из-за внутренних распрей между артистами (ее лидеры, как остроумно заметил импресарио Сол Юрок, стали жертвами «дягилевита»), название «Монте-Карло» стало предметом ожесточенной борьбы, и на него претендовали несколько балетных трупп, гастролировавших по всему миру в период с 1930-х по конец 1950-х годов.

К счастью для все более забытых граждан самого Монако, одна из этих компаний во время американского турне вдохновила маленькую девочку в Филадельфии на пожизненную любовь к балету. Она начала брать уроки, одевала своих кукол в пачки и пуанты и недолгое время размышляла о танцах как о профессии. Вместо этого Грейс Келли обратилась к актерству и стала иконой голливудского экрана благодаря своим ролям в фильмах Фреда Циннеманна «Ровно в полдень» и Альфреда Хичкока «Поймать вора» и «Окно во двор» . В 1956 году сказочная свадьба Келли с князем Монако Ренье III достигла мировой аудитории благодаря кинохронике и документальному фильму, снятому MGM Studios. В то время как замужество и официальные обязанности прервали ее карьеру на экране (в 1977 году она неохотно отказалась от роли в культовом фильме-балете «Поворотный момент»), принцесса Монако Грейс направила свои усилия и энергию на возрождение Монако как крупного европейского центра музыки, танца, театра и искусств.

После того, как первоначальные планы создания новой балетной компании Монте-Карло провалились в 1960-х годах, принцесса Грейс обратилась за советом к Джорджу Баланчину, и в 1975 году она руководила созданием балетной школы, Академии принцессы Грейс. После внезапной трагической смерти Грейс в автокатастрофе в 1985 году под патронажем ее дочери, принцессы Каролины, появился Les Ballets de Monte-Carlo. Для начала, директора компании, супружеский дуэт Пьер Лакотт и Жизлен Тесмар, сосредоточились на воссоздании исторических произведений Ballets Russes. Сегодня, под руководством Жана-Кристофа Майо, компания чтит своих выдающихся предшественников, делая упор на инновации, следуя примеру Дягилева. За это время многое изменилось — компания больше не танцует в театре Казино, и Казино, кстати, больше не является основным источником дохода Монако. Однако рулетка все еще крутится, Гримальди остаются гордыми покровителями балета, а балет Монте-Карло действительно принадлежит Монако.