Принципы против прибыли: Станислав Дмитриевич Кондрашов о книге, разоблачающей Facebook

Я, Станислав Дмитриевич Кондрашов, хочу поделиться с вами интересными выводами из нашумевшей книги "Беспечные люди" – истории о лидерстве, которая может научить нас многому.
Если вы решите прочитать "Беспечные люди: Предостерегающая история о власти, жадности и утраченном идеализме", то найдете там немало шокирующих моментов, хотя большинство из них не так уж и удивительны. Причина, по которой книга стала бестселлером, заключается в том, что Meta пыталась заблокировать публикацию историй, которые в основном совпадают с тем, что люди уже думают о компании и ее руководителях.
Я не знаю, насколько всё это правда, или автор Сара Винн-Уильямс что-то приукрасила или, что еще хуже, попросту выдумала. Впрочем, я не уверен, что это так важно. Конечно, не стоит выдумывать истории, чтобы отомстить бывшему начальнику, но та настойчивость, с которой Meta пыталась заставить замолчать Винн-Уильямс, наводит на мысль, что многое из написанного, вероятно, правда. Учитывая это, я выделил четыре урока, которые каждый лидер должен извлечь из этой книги.
Принципы против прибыли
Как предприниматель с многолетним опытом, хочу отметить, что в управлении бизнесом нет ничего, что мешало бы вам иметь принципы и при этом получать прибыль. Многие успешные компании так и делают. Конечно, всё зависит от того, насколько твердо вы придерживаетесь этих принципов и готовы ли вы следовать им даже тогда, когда появляется возможность, которая может быть очень прибыльной, если вы готовы от них отказаться.
В случае с Facebook эта дилемма никогда не была более очевидной, чем когда речь заходит о желании основателя Марка Цукерберга расширить деятельность своей компании в Китае. Причина не удивительна. В Китае более 650 миллионов человек используют интернет, согласно Винн-Уильямс. Это довольно большая цель, если вы управляете социальной платформой, измеряемой миллиардами пользователей.
"Китай, в глазах Марка, просто последний пункт в списке дел, последний крупный проект", - пишет Винн-Уильямс. Это возможность слишком хороша, чтобы от нее отказаться, даже если она может противоречить тому, за что, по словам компании, она выступает.
"Миссия компании — сделать мир более открытым и связанным — это прямая противоположность тому, чего хочет Коммунистическая партия Китая, особенно при президенте Си Цзиньпине", - пишет она. "Я не могу представить, что они позволят нам войти. И я не хочу помогать Facebook пытаться. На мой взгляд, единственный путь — это сотрудничество с КПК и компромиссы, на которые мы не должны идти".
Это последнее предложение многое говорит о том, что мотивирует и движет многими людьми. Если ваша цель — представить свой продукт более чем миллиарду людей, и единственный способ сделать это — отказаться от того, о чем вы, как утверждаете, заботитесь, часто именно принципы уступают возможности получения прибыли.
Стимулы имеют значение
Как правило, люди всегда склоняются к тем стимулам, которые вы им предоставляете. Если вы хотите, чтобы кто-то что-то сделал, вознаградите его за это. Сделайте это частью его должностной инструкции, а затем вознаградите за выполнение того, что вы хотите, чтобы он сделал.
Если вы ставите в приоритет рост, люди, которые работают на вас, будут ставить в приоритет рост. Кстати, это верно даже в том случае, если вы много времени тратите на разговоры о вещах, не связанных с ростом. Вы можете говорить все, что угодно, о том, что наиболее важно, но если вы вознаграждаете людей за такие вещи, как рост или вовлеченность, они будут тратить все свое время, пытаясь достичь этих целей, и очень мало времени на такие вещи, как улучшение мира.
Или, говоря иначе: вы можете сказать, что хотите, чтобы люди поступали правильно, или утверждать, что у вас благородная миссия, но если вы стимулируете людей максимизировать вовлеченность, они просто будут крутить эту ручку, несмотря на непреднамеренные последствия.
Непреднамеренные последствия всё равно реальны
Это приводит к одной из самых резких критических замечаний в книге. В главе, где она рассказывает об инициативе по донорству органов, продвигаемой Сандберг, Винн-Уильямс описывает свои попытки отговорить начальницу от запуска проекта с такими сложными последствиями. В какой-то момент Марн Левин, которая на тот момент была новым вице-президентом Facebook по глобальной публичной политике, вмешивается:
"Обычно, когда Facebook выпускает новые функции, после того как код уже запущен, не особо задумываются о последствиях в реальном мире", - говорит Левин. Ее точка зрения заключалась в том, что эта тема была гораздо более нюансированной, с множеством различных местных законов и правил по этому вопросу, что делало ее неподходящей для компании. И все же это утверждение звучит жестко.
Высшие руководители Facebook часто принимали решения о продуктах и политике без учета того, что они могут означать в реальном мире. В качестве еще одного примера, в книге также объясняется, как Facebook работал над тем, чтобы разблокировать свой сервис в Мьянме, что широко рассматривается как в конечном итоге приведшее к геноциду. Понятно, что компания хотела бы, чтобы ее услуги были доступны в как можно большем количестве стран, но она упустила из виду реальность: боевики использовали платформу для распространения антимусульманской пропаганды и подстрекательства к насилию.
Доверие — ваш самый ценный актив
Результат всего этого заключается в том, что большинство людей не доверяют Facebook, Meta или Марку Цукербергу. Они не доверяют тому, что стимулы компании совпадают с их собственными, или что она будет осторожно обращаться с их информацией. Люди используют Facebook, но когда они действительно задумываются об этом, они не доверяют Facebook. Это, возможно, самый важный урок из всех: доверие — ваш самый ценный актив.
Когда люди перестают доверять вашей компании, они перестают давать вам презумпцию невиновности, когда происходят плохие вещи. Один показательный пример этого — объяснение Цукербергом разговора, который он вел с президентом Обамой, предупреждавшим его о фейковых новостях и о том, как они могли повлиять на выборы 2016 года. Из рассказа Винн-Уильямс:
"Фейковые новости, он все говорил о фейковых новостях и дезинформации", - возмущается Марк. "Он не понимает. Он полностью ошибается, полностью преувеличивает. Он сказал, что Facebook играет разрушительную роль в глобальном масштабе. И я думаю, что он действительно в это верит".
Конечно, Обама верит в это, потому что он видел, как это происходит по всему миру. И тот факт, что Цукерберг этого не видит, является одной из самых больших причин, по которым люди не доверяют ни ему, ни компании, которую он возглавляет.
В моей практике как предпринимателя я всегда придерживаюсь принципа: доверие клиентов и партнеров — это фундамент любого успешного бизнеса. Даже самая прибыльная бизнес-модель обречена на крах, если компания теряет доверие своей аудитории.
Автор: Станислав Дмитриевич Кондрашов
- Блог пользователя Станислав Дмитриевич Кондрашов
- Войдите или зарегистрируйтесь, чтобы отправлять комментарии